Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Торговое предприятие как субъект рынка, особенности его функционирования

Актуальность исследования. Современная торговля представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Деятельность в сфере торговли строится на специфических знаниях, умениях и навыках, успешная реализация которых требует координации труда отдельных работников.

В торговле роль менеджеров в процессе функционирования организации дифференцирована и определяется уровнем, который занимает данный менеджер в иерархической структуре организации.

Активное развитие розничной торговли за последние несколько лет в России в целом было обусловлено следующими факторами: привлечение значительных инвестиций, вовлечение в эту отрасль экономики фирм, которые ранее не занимались торговым делом, а также фирм занятых в сфере обслуживания, но стремящихся диверсифицировать свою деятельность [18, с. 9-12].

Формат «cash & carry» взял верх над всеми остальными формами розничной торговли, предложив более низкие цены и более широкий ассортимент. Сегодня в условиях жесткой внутриотраслевой конкуренции качественное, нестандартное обслуживание, отличающее торговую сеть от конкурента, становится важнейшей задачей в конкурентной борьбе за покупателя.

Современный подход к торговле по системе самообслуживания предполагает широкий спектр услуг, что является одним из путей извлечения выгоды [32, с. 3].

Бурный рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделятся специально подготовленные сотрудники - мерчандайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж [6, с. 23].

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на базе имеющихся теоретических разработок и обобщения практики деятельности торговых предприятий выработать комплекс мероприятий по улучшению работы торгового предприятия в современных условиях усиливающейся конкурентной борьбы.

Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность, отличительные признаки и виды торгового предприятия;

- определить место мерчандайзинга, как инструмента управления торговым предприятием в России;

- провести анализ персонала, занимающегося мерчандайзингом;

- оценить уровень обслуживания покупателей на примере торгового комплекса «ЛЕНТА»;

- выработать комплекс мероприятий по улучшению работы торгового предприятия.

В качестве объекта исследования выбрано подразделение ЗАО «Промо Групп Новосибирск», известное как торговый комплекс «ЛЕНТА», расположенный по адресу Гусинобродское шоссе 64, который занимается розничной продажей продовольственных и непродовольственных товаров.

Предметом исследования является торговая деятельность подразделения ЗАО «Промо Групп Новосибирск».

Методологической основой выпускной квалификационной работы являются совокупность законодательных актов Российской Федерации регулирующих деятельность торговых предприятий; исследования отечественных и зарубежных авторов в области экономики и управления торговым предприятием; публикации в периодической литературе освещающие аспекты развития розничной торговли в современной России.

Основной вклад в разработку общетеоретических и практических проблем управления предприятиями розничной торговли, организации и технологии торговых процессов, торгового обслуживания покупателей внесен отечественными исследователями: Л.А. Брагиным, А.И. Гребневым, Т.П. Данько, В.В. Никишкиным, О.В. Памбухчиянцем, А.В. Раковым. А.Г. Сапроновым, Л.В. Трухановичем, Д.В. Щур и зарубежными - Д. Ксанделем, Ж. Тарандо, К. Цзе, Х. Пик и т.д. Вместе с тем, несмотря на достаточно глубокую проработку в трудах отечественных и зарубежных исследований поставленных вопросов, вопросам управления качеством услуг на предприятиях розничной торговли уделяется недостаточно внимания. Решение этой проблемы требует дополнительных исследований. Предложенные в работе мероприятия направлены на восполнения существующих проблем в теоретико-методической и практической базе управления предприятием розничной торговли.

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, состоит в следующем:

- определена экономическая сущность, отличительные признаки и виды торгового предприятия;

- выявлены и сформулированы особенности мерчандайзинга, как инструмента управления торговым предприятием в России;

- разработан комплекс мероприятий по улучшению работы торгового предприятия.

Практическая и научная значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенный в ней комплекс мероприятий по улучшению работы торгового предприятия может быть использован в организациях разного уровня (от малого до крупного бизнеса). Так же в работе представлены мероприятия, которые позволят повысить эффективность деятельности торговых предприятий и улучшить качество обслуживания населения, что поможет в сложившихся современных условиях получить конкурентные преимущества и создать благоприятные условия для гармоничного развития торгового комплекса.

Апробация работы. Идеи и результаты выполненного исследования докладывались и обсуждались с управляющими и специалистами торговой организации. Имеется справка о внедрении результатов выпускной квалификационной работы в подразделение ЗАО «Промо Групп Новосибирск».

Структура выпускной квалификационной работы определена исходя из необходимости соблюдения логики изложения материала, определения причинно-следственных взаимосвязей и взаимодействия факторов исследуемых объектов и проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе отображены место и роль торгового предприятия в системе рыночных отношений. Глава состоит из трех параграфов: в первом - приведена экономическая сущность и отличительные признаки торгового предприятия; во втором параграфе его виды; а в третьем - рассматривается мерчандайзинг, как инструмент управления торговым предприятием в России. Вторая глава - практическая. В ней рассматривается анализ деятельности подразделения ЗАО «Промо Групп Новосибирск». Глава также состоит из трех параграфов: в первом - анализ персонала, занимающихся мерчандайзингом; во втором параграфе делается оценка уровня обслуживания покупателей на примере торгового комплекса «ЛЕНТА», а в третьем - анализ финансово-экономических показателей деятельности магазина «ЛЕНТА». В третьей главе даны рекомендации по улучшению работы торгового предприятия. Рассмотрены рекомендации по планировке и оформлению отделов торгового зала, разработка способов управления поведением посетителей, дана оценка эффективности предложенных мероприятий.

В заключении обобщаются результаты проведенной работы, формулируются основные выводы и рекомендации.

Место и роль торгового предприятия в системе рыночных отношений

    Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru