Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Сравнительный анализ зарубежного опыта становления местного самоуправления

О.11. В связи с проведением реформы местного самоуправления в РФ достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.

Впервые местное самоуправление было юридически оформлено в Риме в первом веке до н.э. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели МС. Остальные зарубежные модели: немецкая, итальянская, японская и т.п., рассматриваются как смешанные формы англосаксонской и континентальной моделей МС, так как в них присутствуют признаки и той и другой системы, и, кроме того, собственные особенности.

Например, Германия является федеративным государством, поэтому структура ГУ состоит из трех независимых уровней: федеральное управление, земельное управление и коммунальное управление. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.

В ряде стран Латинской Америки (Аргентине, Мексике, Колумбии, Бразилии) существует иберийская модель МС. В странах с социалистическим строем (Куба, КНР) сохранилась советская модель МС В развивающихся странах (Индия, Малайзия, Кения) получило свое распространение прямое ГУ на местах. В мусульманских странах система МС основана на религиозном подходе.

Различны также и способы формирования местных органов власти. Наибольшее распространение получили следующие организационные формы: сильный мер - слабый совет, сильный совет - слабый мер, комиссионная форма.

Наряду с приведенными системами также существуют различные комбинированные организационные формы МС. Например, получила широкое распространение такая форма, когда управляющий (глава исполнительного органа) назначается выборным должностным лицом (мером) и напрямую подчиняется ему, а не совету.

Специфика зарубежных моделей местного самоуправления, особенности их организационных форм и систем, степень взаимодействия органов ГВ и органов МС во многом зависит от целого ряда факторов: исторического развития, географического положения, национальных традиций, культурных ценностей, экономических возможностей, политических интересов и т.п.

Вместе с тем некоторые исследователи также выделяют следующие общие тенденции в развитии зарубежных моделей МС.

1. усиление исполнительной власти МС за счет представительной системы.

2. возникновение проблемы формирования прочной финансово-экономической базы МС, несмотря на то, что каждый муниципалитет имеет свою собственность (земельную и иную), а органы местной власти активно стимулируют предпринимательские структуры и широко используют в своей работе такие экономические рычаги, как налоговый пресс, лицензирование, контракты с частными фирмами и т.п.

. изменение функций органов МС

. Возникновение «эффекта бесплатного потребления», когда отдельными услугами пользуются те, для кого они не предназначены и, кто за них не платить.

. видоизменение территории МС: разукрупнение крупных городов и слияние сельских поселений.

. активное осуществление межмуниципального сотрудничества, объединение усилий муниципалитетов при решении совместных проблем.

Следует отметить, что Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта, особенно в сфере МС.

Одним из наиболее ярких примеров стало принятие Закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ. Разработчики данного закона сумели добиться разумного сочетания положительных аспектов отечественного опыта создания и функционирования системы местной власти и элементов передового опыта организации власти на местах, заимствованных за рубежом.

Так в основу Закона о МС 2003г. была положена немецкая модель МС, характеризующаяся многообразием форм осуществления местной власти в сочетании со значительным государственным регламентированием. Кроме того, была создана двухуровневая модель МС и четко определена компетенция каждого уровня, как в германской и англосаксонской моделях МС. Также впервые в России законодательно была закреплена такая организационная форма, как «Совет - управляющий», возникшая и получившая свое максимальное распространение в США,

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru