Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Роль обучения персонала в современной организации

Современный рынок отличается стремительным развитием новых сфер экономики и постоянной модернизацией. Это приводит к повышению требований к качеству человеческого капитала, способностям работника, его знаниям и профессиональным навыкам и компетенции. Поэтому организация должна быть заинтересована в развитии своего персонала, чтобы продолжать свое существование и оставаться конкурентоспособной на рынке. Развитие персонала предполагает его обучение. Работодатель определяет необходимость обучения работников для нужд организации. В процессе обучения работник получает знания, необходимые ему для выполнения новых функций на рабочем месте. Приобретаются умения, означающие способность выполнять обязанности, которые закреплены за работником на рабочем месте. Вырабатываются навыки применения полученного знания в практической деятельности работника [1, с.120].

Дадим определению понятию обучение персонала и развитие персонала.

Многие авторы дают следующего определение: обучение персонала - это «обеспечение работников знаниями и навыками, необходимыми для работы в соответствии с установленными стандартами; подготовка работников к более сложным работам» [18, с. 204].

В свою очередь, развитие персонала - это его качественное изменение, которое выражается в новом поведении, состоянии, с новыми целями и функциями, профессионально-квалификационными и коммуникационными параметрами [20, с. 777].

Хотя термины обучение и развитие могут использоваться как синонимы, между ними проводят различие: задача обучения - обеспечить обучающихся знаниями и навыками, необходимыми для выполнения настоящей работы; развитие подразумевает обучение, которое выходит за рамки нынешней работы, оно ставит более долгосрочные цели [19, с. 256].

Различные авторы рассматривают обучение персонала с трех различных аспектов: как система, как функция и обучение как процесс (приложение 1).

В дальнейшем мы будем рассматривать «обучение персонала» с точки зрения динамического подхода. С данной точки зрения обучение персонала - процесс передачи профессиональных знаний, умений и навыков [18, с. 109]. То есть, другими словами, процесс обучение понимается как последовательно сменяющие друг друга этапы или стадии. Выделяют основные этапы организации обучения персонала:

1. Определение потребности в обучении персонала.

2. Распределение ресурсов на обучение персонала.

3. Разработка планов обучения персонала и учебных программ.

4. Осуществление обучения персонала.

5. Контроль обучения персонала [25,с.54].

Далее рассмотрим различные виды обучения персонала. Некоторые авторы выделяют следующие четыре вида обучения персонала: подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка кадров, послевузовское профессиональное образование [7 с. 175; 11, с. 206].

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [12, с. 206].

Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре [7, с. 179].

Подробная характеристика основных видов обучения представлена в таблице (приложение 2):

В зависимости от места проведения обучения выделяют: обучения на рабочем месте; внутрифирменное обучение; обучение вне организации. Критериями выбора вида бучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой, - внушительные расходы. Следует, отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знания осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются [26, с. 207].

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru