Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Экономическая сущность и отличительные признаки торгового предприятия

мерчандайзинг управление торговый экономический

Традиционно считается, что основным звеном экономики и главным хозяйствующим субъектом на внутреннем рынке является предприятие. Для приведения этого положения в соответствие с действующим законодательством (с Гражданским кодексом Российской Федерации в частности) необходимо рассматривать предприятие одновременно с юридической, хозяйственной и отраслевой точек зрения.

Если рассматривать юридические аспекты, то предприятием признается имущественный комплекс, но как субъект гражданских прав в законодательстве предприятие не фигурирует (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Субъектами гражданских прав по действующему законодательству являются коммерческие и некоммерческие организации.

Предприятие должно обладать правами юридического лица, иметь обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам, в том числе и имуществом, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.

Сущность предприятия с хозяйственной точки зрения характеризуется его определенной самостоятельностью в выборе видов и объектов хозяйственной деятельности, направлений и объемов инвестирования прибыли, независимостью при заключении договоров и т.п.

Для качественного выполнения своих функций и задач предприятие должно обладать материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами. Ресурсные возможности торгового предприятия в целом определяются его финансовым состоянием, уровнем развития материально-технической базы, кадровым потенциалом.

Степень самостоятельности предприятия определяется его правами на имущество, в том числе на указанные виды ресурсов. Имущество может принадлежать предприятию либо на праве собственности (предприятие - собственник имущества и свободно распоряжается им), либо на праве оперативного управления (предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника), либо на праве хозяйственного ведения (предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом в определенных пределах) (ГК РФ. Ч. 1, ст. 295. 296, 297).

Отраслевой аспект подразумевает, что предприятие каждой отрасли имеет свои особенности, которые вызываются различным целевым назначением, спецификой (в каждом отдельно взятом случае) организационно управленческих структур, непохожестью производственно-технологических процессов.

Если рассматривать торговлю, то можно утверждать, что отдельно взятому торговому предприятию присуще единство материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-управленческой частей, составляющих хозяйственный механизм.

Под материально-вещественной составляющей понимается определенная общность в рамках предприятия товарных ресурсов, а также использование однородных элементов материально-технической базы (помещений, оборудования, инвентаря и т.д.).

Торгово-технологическую часть составляет применение однотипных методов продаж и методов обслуживания, общность технологических операций, функциональная взаимозависимость различных по назначению площадей и технологических операций.

Организационно-экономическая составляющая хозяйственного механизма характеризуется единой системой учета и отчетности, однотипными методиками анализа и планирования деятельности и т.п.

Большая часть торговых предприятий в России являются коммерческими и, следовательно, главная общая цель функционирования значительного количества торговых структур заключается в максимизаций объемов получаемой прибыли. Для достижения поставленной цели, как уже отмечалось, предприятия торговли самостоятельно осуществляют свою деятельность, распоряжаются собственными товарами, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Одновременно торговые предприятия должны учитывать целый ряд присущих только им особенностей, вызванных спецификой торговли как вида деятельности.

Как известно, торговля является формой товарного обращения, и выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров, и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессами их реализации. Таким образом, торговля выполняет две главные общие функции: как форма товарного обмена осуществляет смену форм стоимости; как отрасль экономики доводит товары от производителя до потребителя. На практике обе эти функции связаны, выполняются одновременно и реализуются через торговые предприятия. Первая из названных функций торговли является непроизводительной, так как ее выполнение в торговых предприятиях связано с процессами непосредственной купли-продажи товаров и включает в себя выполнение кассовых, банковских, учетных и прочих подобных, не увеличивающих стоимость товара, операций. Вторая функция является производительной и представляет собой продолжение процессов производства в сфере обращения. Для ее выполнения торговые предприятия решают такие задачи как транспортировка, хранение товарных запасов, фасовка, подсортировка, т.е. проводят те операции, которые увеличивают стоимость товаров.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru