Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.
В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.
Основные бизнес-процессы. Входная и выходная информация.
Описание операций основных бизнес-процессов.
Контекстная диаграмма:
На рисунке 32 представлена контекстная диаграмма процесса «Управление бизнес - портфелем». Определена входная информация, которая некоторым образом изменяется работой и превращается в выходную информацию. При этом указаны стрелки механизма (работа осуществляется силами персонала и существующего программного обеспечения) и управления (выполнение работы подчинено управляющему воздействию, нормативным документам и осуществляется с учетом корпоративных ограничений).
Рис. 31 Управление бизнес - портфелем
Рис.32 Функциональная диаграмма бизнес-процессов
Мониторинг текущего и предполагаемого окружения
Ситуационный анализ
Анализ матрицы Ансоффа (рис. 33).
Продукт | |||
Существующий |
Новый | ||
Целевой рынок |
Существующий |
Проникновение на рынок |
Разработка продукта |
Новый |
Расширение рынка |
Диверсификация |
Рис. 33 Матрица Ансоффа
Тема 6. Анализ и оптимизация бизнес-процессов
В разделах "Технология структуризации и описания компании" и "Технология описания бизнес-процессов" рассмотрен первый этап построения и оптимизации деятельности предприятия "Разработка модели "как есть". В этом разделе рассматривается второй и третий этапы: "Анализ модели "как есть" и "Разработка модели "как надо", но только применительно к бизнес-процессам (см. рис.34).
Рисунок 34. Главная формула и классика построения и оптимизации организации
Выбор приоритетных бизнес - процессов для оптимизации.
Критерии выбора приоритетных бизнес-процессов:
Первым шагом анализа бизнес-процессов является применение принципа Парето 20 на 80, согласно которому из всех бизнес-процессов, которые были выделены нужно выбрать 20% приоритетных, анализом и оптимизацией которых нужно заняться в первую очередь (они могут дать до 80% результата).
Как подойти к выбору приоритетных бизнес-процессов? Для решения этой задачи на практике используют следующие критерии приоритезации:
· важность бизнес-процесса;
· проблемность бизнес-процесса;
· возможность и стоимость проведения изменений бизнес-процесса.
Первый критерий - это важность процесса, характеризующая степень его вклада в достижение стратегических целей компании. Для оптимизации деятельности организации в первую очередь нужно выбрать самые важные бизнес-процессы, потому что именно их улучшение принесет наибольший результат.
Второй критерий, используемый для выделения приоритетных процессов - это его степень проблемности. Если бизнес-процесс является важным, но в то же время его показатели находятся на достаточно хорошем уровне, то нет смысла заниматься его оптимизацией. Классическое определение проблемы формулируется как разрыв между желаемым и действительным. Другими словами, проблема - это разница между целью и текущим состоянием и соответственно проблемность бизнес-процесса характеризуется разницей между требуемыми и текущими показателями его эффективности.
Из определения проблемы видно, что ее величина определяется целями организации и зависит от амбиций менеджмента. Чем больше амбиции и цели, тем больше величина проблем и наоборот. Часто в бизнесе используется следующее правило. Для того, чтобы быть успешным на рынке, не нужно стремиться к идеалу, достигая идеальных показателей операционной деятельности. Для достижения успеха достаточно быть немного лучше, чем конкуренты. Практика показала, что преимущество по основным показателям конкурентоспособности в 5-20% позволит компании значительно обойти своих конкурентов вплоть до полного захвата рынка. Исходя их этого, степень проблемности бизнес-процессов целесообразно оценивать не как просто разрыв между желаемым и действительным, а как разницу между ключевым показателями, определяющими конкурентоспособность компании и ее основных конкурентов на рынке.