Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Система менеджмента качества как фактор конкурентоспособности вуза

Высшие учебные заведения действуют в непрерывно развивающейся конкурентной среде. Усиление конкуренции связано с недостаточной сформированностью рынка труда и инвестиционных ресурсов образовательной деятельности. Повышение конкурентоспособности вуза связано с его способностью удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей, изучение которых должно стать выделенным направлением его деятельности. Фокус на потребителя, создание долгосрочной клиентской базы - основа эффективной рыночной стратегии. Качество образования связано с общим развитием и улучшением научно-образовательно-производственного потенциала вуза, особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.

Для успешной научно-образовательной деятельности вуза в условиях рыночной экономики необходимы кооперация, партнерство и взаимодействие вуза с правительством, промышленностью, обществом в целом, другими образовательными структурами, успешная деятельность в конкурентной среде рынка образовательных услуг и рынка интеллектуального труда при сохранении вузом своего академического характера, «моральной и интеллектуальной независимости от любой политической власти и экономической силы» (Великая хартия европейских университетов, 1988 г.).

В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование, 2003 года большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки.

Обеспечить успех в конкурентной борьбе на рынке качественных образовательных услуг в соответствии с критериями закона «Об образовании» и требованиями рынка может только создание и освоение эффективной системы управления образовательными учреждениями.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наиболее эффективные системы управления организациями, признаваемые «менеджментом ХХI века», в настоящее время создаются на основе требований ИСО серии 9001 «Управление качеством продукции и услуг» и принципов TQM (всеобщего управления качеством). Система управления образовательным учреждением на основе ИСО серии 9001 строится в соответствии с общими требованиями этих стандартов исходя из задач, поставленных перед образовательным учреждением. В целом - это совокупность организационной структуры, ресурсов, нормативной и технологической (процедурной) документации.

В настоящее время в вузах России используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

оценочный метод управления качеством деятельности вуза;

концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);

подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2001.

Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности вуза, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2001, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество. В соответствии с задачами образовательной политики руководители образовательных учреждений определяют политику в области качества результатов деятельности, структурное построение образовательного учреждения, обязанности и ответственность руководителей подразделений по достижению поставленных целей и вовлечение всего персонала образовательного учреждения в процессы обеспечения качества результатов деятельности. Это обеспечивается созданием Группы обеспечения качества образования и документированностью всех этапов и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей по каждому объекту управления. Составной частью системы управления образовательным учреждением являются периодическая внутренняя проверка системы управления на ее соответствие требованиям ИСО серии 9001 и постоянная учеба персонала образовательного учреждения на рабочих местах. При создании системы управления образовательным учреждением на основе ИСО серии 9001 обеспечивается, с одной стороны, качество образовательного учреждения как организации и, с другой стороны, качество результатов ее деятельности. Это предполагает создание соответствующих корректных отношений с внешней средой и обеспечение необходимого уровня качества персонала, учебных программ и средств обучения абитуриентов, слушателей всех форм обучения и инфраструктуры образовательного учреждения (материально-технической, социально-бытовой, информационной).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru