Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Оценка качества филиала НОУ ВПО «МИПП» в г. Новосибирске

В рыночной экономике образовательные учреждения действуют в условиях конкуренции. Конкуренция на рынке образовательных услуг представляет собой соперничество между образовательными учреждениями за привлечение желаемых клиентов в свой вуз. На рынке развертывается конкурентная борьба между вузами, предлагающими аналогичные образовательные услуги. Каждый вуз стремится оказывать образовательные услуги лучше, чем конкурент, представлять дополнительные условия и льготы. Конкурентная борьба между вузами - это совокупность действий, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке образовательных услуг. «Суть создания конкурентного преимущества - в формировании характеристик рыночной деятельности компании, которые создают определенное превосходство над конкурентами. С точки зрения маркетинга создание конкурентного преимущества связано с разработкой и реализацией комплекса маркетинга, превосходящего по эффективности комплекс маркетинга конкурентов по одному или нескольким направлениям .» [2].

Конкурентоспособность вуза - это его способность быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др. Открытие любого вуза, специальности, новой образовательной услуги, а также выбор маркетинговой стратегии требуют тщательного изучения и анализа конкурентной среды.

Для анализа конкурентоспособности вузов используют разнообразные методы статистики и экономики, разрабатывают специальные таблицы, в которых содержатся данные об образовательном учреждении и его основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц позволяет установить истинное положение образовательного учреждения на рынке, определить ключевые факторы успеха. Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, поможет образовательному учреждению лучше уяснить стратегию конкурентов, методы их учебно-сбытовой, коммерческой, ценовой, рекламной деятельности. Изучение образовательных услуг конкурента позволяет выявить не только его, но и свои слабые и сильные стороны. Многие образовательные учреждения изучают и учитывают в своих профессиональных разработках достижения конкурентов, т. е. осуществляют бенчмаркинг. Бенчмаркинг - это процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности [4].

Конкурентоспособность образовательных услуг и профессиональных программ во многом зависит от конкретных условий, складывающихся на рынке (состояние рынка, ассортимент образовательных услуг, цены, условия оплаты и др.). Иногда бывает достаточно предложить более льготные условия платежа, чтобы образовательная услуга получила широкое распространение. И такой прием нередко используют вузы для привлечения клиентов. Чтобы обеспечить конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых образовательных услуг, новых педагогических технологий, новых образовательных программ, нового уровня профессиональной практической подготовки, новой ценовой политики, нововведений в организации обучения детализации образовательных направлений. Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду и потенциальных конкурентов.

Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют дать обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение образовательного учреждения на рынке по отношению к конкурентам. «Оценка конкурентоспособности является исходным пунктом мер, направленных на повышение ее уровня» [3].

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru