Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Понятие конкурентоспособности

В современной экономической литературе конкурентоспособность связывается с выигрышем, надежностью, качеством, компетентностью и эффективностью предприятия. Существует множество трактовок этого понятия. В частности, конкурентоспособность можно определить как «комплекс управленческих и маркетинговых действий, используемых для эффективного достижения целей и задач предприятия, позволяющих ему занять прочные позиции в борьбе с конкурентами» [4. С. 48]. Г.Л. Багиев считает, что конкурентоспособность - это реальная и потенциальная способность с учетом имеющихся возможностей проектировать, изготовлять и реализовать в конкретных условиях товары, по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем товары конкурентов [1. С. 254].

Образовательные услуги на современном рынке так же, как и любой товар, реализуются в условиях жесткой конкуренции. И вузам приходится наращивать конкурентное преимущество, завоевывать прочные позиции на рынке. Рынок образовательных услуг - это взаимодействие спроса на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) с их предложением, которое обеспечивают различные образовательные учреждения.

В понятии конкурентоспособности вуза выделяют несколько составляющих. Н.И. Пащенко определяет конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем» [7. С. 67].

По мнению И.Б. Романовой, «конкурентоспособность - это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов» [Там же].

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза - «это его способность:

) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда;

) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области;

) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [8. С. 37].

Рис. 2.1. - Модель конкурентоспособности высшего учебного заведения

Л.А. Корчагова рассматривает конкурентоспособность вуза как его способность быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, место расположения, престиж, реклама и др. [4].

В настоящей работе мы используем рабочее определении конкурентоспособности как способности вуза удовлетворять потребность потребителей образовательных услуг в определенной совокупности профессиональных знаний, умений и навыков в условиях прямой и косвенной конкуренции. На рис. 2.1 представлены основные составляющие понятия конкурентоспособности вуза. Очевидно, что при практической реализации данной схемы возникает проблема выбора системы показателей, характеризующих конкурентоспособность вуза: большое число показателей усложняет анализ, а рассматривать малое число нецелесообразно, так как теряется много полезной информации.

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru