Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Конкурентоспособность образовательной услуги филиала НОУ ВПО «МИПП» в г. Новосибирске в концепции маркетинга

Из табл. 2.3 видно, что приоритеты потребителей достаточно быстро меняются. При этом данные маркетинговых исследований свидетельствуют, что потребители готовы вкладывать деньги в качественное образование.

Приблизить характеристики образовательных услуг к предпочтениям потребителей, использовать информацию о запросах рынка в маркетинговой деятельности вузов помогает модель конкурентоспособности вуза (рис. 2.3).

Рис. 2.3. - Алгоритм разработки модели конкурентоспособности вуза

На первом этапе выявляется спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов того или иного региона - отдельных индивидов, домохозяйств, предприятий и организаций, государства - и определяются наиболее важные из них для данного вуза. Второй этап - мониторинг внешней и внутренней среды вуза и поиск способов адаптации к их изменениям. Третий - определение приоритетов потребителей и при необходимости корректировка образовательных услуг, оказываемых вузом,

в соответствии с выбранным сегментом рынка. Заключительный этап - принятие управленческих маркетинговых решений, с тем чтобы при минимальных затратах в максимальной мере удовлетворить запросы потребителей.

На современном этапе развития рынка образовательных услуг

маркетинг становится основным средством управления вузом.

Функциональная структура маркетинга включает:

- исследование рынка (изучение конкурентов, потребителей, спектра образовательных программ, предлагаемых на рынке; оценка емкости рынка, распределения рыночных долей);

- управление ассортиментом образовательных продуктов (формирование продуктового ряда; управление жизненным циклом продуктов; инновации в ассортиментной политике);

- управление маркетинговым воздействием (разработка маркетинговой стратегии и программы; организация маркетинговой службы; проведение маркетингового аудита);

- управление комплексом маркетинговых коммуникаций (рекламой, программами PR, стимулированием сбыта, персональной продажей, прямым маркетингом).

В рамках упомянутого выше исследования, проведенного кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства, изучались ожидания потребителей образовательных услуг на примере пензенских вузов, осуществляющих подготовку по экономическим специальностям.

Для проведения опроса были сформированы квотные детерминированные выборки из числа студентов экономических специальностей вузов и руководителей предприятий. Выборка студентов составила 65 человек, работодателей - 15.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что ожидания разных категорий потребителей существенно разнятся. Рисунки 4 и 5 дают представление о системах ожиданий работодателей и студентов.

Среди студентов 73,4% опрошенных желают получить современную высокооплачиваемую специальность. Для реализации этого ожидания, по их мнению, необходимы: практическая направленность обучения (27,3%); квалифицированный преподавательский состав (20,8%); индивидуальный подход к студентам (15,7%); компетентность, вежливость и ответственность персонала вуза (15,2%); возможность получения дополнительного образования (11,1%) и консультаций (14,1%); современное программное и техническое оснащение (8%).

В ходе исследования было выявлено, что характеристики образовательной программы интересуют потребителя в первую очередь в двух аспектах: как осуществляется предоставление образовательной услуги и что получается в результате. Предоставление образовательной услуги характеризуется: содержанием образовательной программы; организацией и системой управления учебным процессом; научно-методическим обеспечением; кадровым обеспечением. Результат потребления образовательной услуги

Более половины опрошенных руководителей предприятий заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, которые смогут профессионально решать поставленные задачи на производстве. Под профессиональной пригодностью работодатели понимают наличие современной теоретической подготовки, владение практическими навыками, профессиональную смелость и самостоятельность, коммуникативные навыки, дисциплинированность, ответственность, владение смежными знаниями и навыками.

Рис. 2.4 - Ожидания работодателей относительно качества образовательных услуг в Новосибирской области, 2010 г. (% от объема выборки)

Среди студентов 73,4% опрошенных желают получить современную высокооплачиваемую специальность. Для реализации этого ожидания, по их мнению, необходимы: практическая направленность обучения (27,3%); квалифицированный преподавательский состав (20,8%); индивидуальный подход к студентам (15,7%); компетентность, вежливость и ответственность персонала вуза (15,2%); возможность получения дополнительного образования (11,1%) и консультаций (14,1%); современное программное и техническое оснащение (8%).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru