Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Конкурентоспособность образовательной услуги филиала НОУ ВПО «МИПП» в г. Новосибирске в концепции маркетинга

Достижение конкурентоспособности вуза возможно только при формулировании дерева целей и решении конкретных задач по следующим компонентам системы: 1) миссия вуза (что мы хотим и чем располагаем?); 2) «выход» вуза (что рынок потребителей ждет от нас?); 3) внешняя среда (кто и как на нас воздействует со стороны?); 4) «вход» вуза (что рынок поставщиков может дать вузу?); 5) стратегия и структура вуза (какова должна быть стратегия функционирования и развития вуза, какие подразделения он должен иметь?); 6) процессы по переработке «входа» в «выход» (какими процессами и как должен управлять вуз?) [8. С. 37].

После формулирования миссии, изучения запросов потребителей, анализа внешней среды, прогнозирования конкурентоспособности элементов «входа» следует разработать структуру специальностей, инновационных программ, учебных планов и сформулировать требования к качеству различных процессов: маркетинговых, экономических, социальных, обеспечивающих, образовательных, инновационных и др. Главным условием повышения конкурентоспособности вуза является интеграция школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма (рис. 2.9), преобразование инженерно-экономического образования в интегрированную систему [Там же. С. 38].

Рис. 2.9 - Условия повышения конкурентоспособности вуза

Итак, управление конкурентоспособностью вуза строится строго в определенной последовательности: миссия вуза; связь вуза с внешней средой; инструменты инновационной экономики; принципы, функции и методы управления.

Для оценки конкурентоспособности вузов используют разнообразные методы статистики и экономики, разрабатывают специальные таблицы, в которых содержатся данные об образовательном учреждении и его основных конкурентах. Анализ этих таблиц позволяет установить истинное положение вуза на рынке образовательных услуг, определить ключевые факторы успеха. Многие вузы на основе этих рейтингов изучают и учитывают достижения конкурентов, т.е. осуществляют бенчмаркинг - процесс постоянного исследования лучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности.

Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными соперниками, не упуская из виду и потенциальных. Полученную информацию целесообразно систематизировать в базы данных и периодически анализировать - это позволит дать оценку по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение вуза на рынке. Оценка конкурентоспособности является исходным пунктом мер, направленных на ее повышение [4. С. 49].

Одним из способов оценки конкурентоспособности являются рейтинговые оценки, или ранжирование. Это и официальные рейтинги Министерства образования и науки Российской Федерации, и рейтинги общественных организаций и центров маркетинговых исследований, а также международные и мировые рейтинги, размешенные в Интернете. Для того чтобы попасть в официальный рейтинг, аккредитованные вузы страны должны раз в год заполнять анкету, по которой оценивается их место на рынке. Основные параметры рейтингования - потенциал вуза и его активность. Под потенциалом подразумевается интеллектуальная собственность вуза (кадры; условия учебы студентов; материально-техническая база). Активность вуза - это то, что он дает на выходе: числен-

ность выпускников, работа аспирантуры, научные достижения и др. В итоговом рейтинге все вузы распределены по профилям: университеты, технические и технологические вузы, медицинские, экономические и т.д. [Там же. С. 50].

Кроме того, каждый вуз может самостоятельно проводить оценку своей конкурентоспособности, оценивая свое положение на рынке. Для этой цели можно использовать сопоставление параметров анализируемого вуза с параметрами конкурента (табл. 2.5) [Там же. С. 51].

Таблица 2.5 - Анализ конкурентоспособности вуза по факторам

Факторы конкурентоспособности

Вуз

Конкуренты

Значимость фактора

Потенциал вуза: количество докторов наук количество кандидатов наук количество аспирантов количество студентов Материально-техническая база: количество компьютеров библиотечная база столовая общежитие Образовательная услуга: качество уникальность разнообразие форма обучения методы обучения защищенность лицензиями

Цена: бюджетное обучение контрактное обучение скидки формы и сроки оплаты условия кредитования

Место предоставления услуги: обучение в вузе обучение в филиалах

Продвижение вуза на рынке: реклама участие в выставках, конференциях паблисити

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru