Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Конкурентоспособность образовательной услуги филиала НОУ ВПО «МИПП» в г. Новосибирске в концепции маркетинга

Инновационные вузы обладают способностью быстро адаптироваться к контекстуальным переменным внешней и внутренней среды. На наш взгляд, адаптация к изменяющимся условиям существования вуза должна происходить так, чтобы в конечном итоге приводило к возникновению новых импульсов в развитии. Успех в нововведениях зависит от создания механизма интеграции и координации деятельности всех подразделений вуза, налаживания их межфункционального взаимодействия в инновационной деятельности.

Возникает вопрос о необходимости создания в наиболее перспективных областях деятельности вуза лабораторий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке инноваций в сфере образования. Такие вузы могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими вузами, на кооперативных началах.

В силу объективных причин вузы вынуждены ограничивать свои возможности в инновационной научно-образовательной деятельности. Выделим эти причины:

. Постоянное нарастание неопределенности деловой среды. Это выражается как в возросшем количестве изменений в жизни вуза, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию потребностей в сфере образования.

. Активизация антропологического фактора в сфере образования, усиление значения коммерциализации, развития концепции инновационной культуры. Эти процессы, при их абсолютизации несут не только созидательные, но и разрушительные импульсы. Вместе с тем, обезличенность инновационной стратегии вступила в противоречие с новыми течениями в менеджменте образования.

При инновационном типе развития высшей школы возникает необходимость выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации вуза, адекватных к постоянно меняющейся социальной и демографической ситуации, сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком образовательных и научных услуг, рынком труда специалистов, приспособления к условиям и потребностям образования. Такая стратегия рассматривается нами как источник и перспектива развития вуза.

Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях. Если ранее вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вуза из режима функционирования в режим развития.

Стратегия инновационного развития определяет генеральный курс видения, миссии, перспективных целей инновационной политики вуза исходя из философии его развития и потребностей потребителей образовательных услуг, опирается на его интеллектуальный потенциал как основу жизнедеятельности. На наш взгляд, инновационная стратегия высшей школы должна опираться на философию гармонии и гуманизма. Именно в этой философии мы видим залог развития и процветания нашего Отечества [1].

В стратегии инновационного развития фиксируется, зачем и каким образом должен развиваться вуз в настоящее время, чтобы реализовать видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. Инновационная стратегия как бы осуществляет видение долгосрочной перспективы, взгляд “из будущего в настоящее”. Стратегия определяет “что изменить” и “как изменить”. Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Сущность инновационной стратегии развития вуза состоит в предвидении изменений его научно-педагогической деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие. Следовательно, такая стратегия должна опережать спрос на научно-образовательную деятельность.

Одной из причин несостоятельности отдельных высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки стратегии, или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п.

В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности и перспектив и т.д. Долгосрочные цели в инновационной стратегии оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде вуза. На наш взгляд, инновационная стратегия предполагает реализацию следующих целей:

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru