Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Сущность конфликта

) на манипулятивном уровне - ошибки возлагаются на низшие уровни управления, а успехи присваиваются начальству [10].

Можно выделить три основных комплекса причин и три различных ситуации.

социально-психологическая «напряженность», которая обычно иррациональна и бесконтрольна и сопровождается чувством ненависти, предвзятым отношением. Решающим является субъективное восприятие, а не «объективный» вопрос.

социологически понимаемые «противоречия», которые относятся к групповым действиям и могут выражаться в разнообразных конфронтациях: от безобидных и безличных провокаций до «огня на поражение». Здесь речь идет о наличии противоположных интересов, несовместимых планах социальных действий.

семантически понимаемые расхождения, непонимание содержания понятий, различные мнения относительно идей и ценностей; эта форма выражается прежде всего в нарушении коммуникаций между сторонами [4].

Необходимо обладать большой чувствительностью и поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, чтобы распознать расхождения на ранней стадии развития конфликта. Важно помнить, что в конфликте недостаточно фокусироваться только на личных особенностях сторон.

Восприятие противоречия является обязательной предпосылкой для распознавания конфликта. Именно тогда воспринимаемые и всеми видимые противоречивые интересы воспринимаются сторонами. В этом случае они приводят к активным целенаправленным действиям по урегулированию конфликтов или, по крайней мере, к изменению поведения в сфере коммуникации и сотрудничества.

Источники конфликтных ситуаций в первичных трудовых коллективах являются:

расхождение индивидуальных общих интересов;

несоответствие способов действий отдельных людей принятым в коллективе нормам;

резкое расхождение взглядов различных работников на одни и те же явления действительности, связанные с их трудовой и нетрудовой деятельностью;

недостатки в организации производства и труда; нечеткое распределение функций и ответственности между работниками.

Рисунок 1 - Признаки классификации и виды конфликтных ситуаций

Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности деятельности организации или дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Управление конфликтом предполагает необходимость применения причин возникновения конфликтной ситуации.

Основными причинами конфликта признаются ограниченность ресурсов, которые можно делить; взаимозависимость заданий; различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения; в уровне образования; плохие коммуникации.

С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов:

. Конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

. Конфликт познания, когда существует ситуация, в которой у сторон расходятся взгляды, идеи, мысли по решаемой проблеме.

. Чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства, эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей [16].

Также можно выделить следующие типы конфликтов:

) Внутриличностный конфликт.

Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, который возникает в результате того, что к одному человеку предъявляются противоречивые требования.

Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями ценностями. Кроме того, это может быть результатом перегрузки или недогрузки.

Перейти на страницу:
1 2 3

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru