Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Проведение социометрических исследований как механизм создания психологического климата в коллективе

Для выявления уровня стресса в ПО «БЕРЕГ» и оценки назревания конфликтов следует проводить анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимодействия руководителя с подчиненными на основе социометрических измерений, которые позволяют дать количественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и антипатий. Полученные результаты руководитель может использовать для анализа социально-психологического климата в группе, проведения деловой оценки кадров управления и разрешения социально-психологических конфликтов в группе.

Автор предлагает проводить социометрический опрос для:

а) оценки степени сплоченности в группе;

б) выявления «социометрических позиций» членов группы по признакам симпатии - антипатии;

в) выявления существующих внутригрупповых подсистем, или очагов неформальной сплоченности или разобщенности в этой группе.

К методикам, в основе которых лежат проводимые социометрические измерения, относится методика Дж. Морено, позволяющая определить степень сплоченности группы, установить имеющие место симпатии - антипатии между членами группы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенности в группе.

Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки.

В зависимости от целей (в нашем случае мы взяли один из отделов ПО «БЕРЕГ» цель состоит в анализе социально-психологического климата в этой конкретной группе) в социометрической карточке перед каждым членом группы ставится вопрос: «С кем бы Вы хотели (не хотели) работать вместе?» Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои ответы в социометрической карточке (таблица 14), которая заполняется каждым членом группы индивидуально и не подлежит оглашению.

Таблица 14 - Социометрическая карточка

Кто выбирает

Кого выбирают среди членов группы (Ф.И.О.)

Количество отданных выборов

X

Y

Z

….

….

….

+

Всего

1.

Х

1

2

3

В таблице 14 будут вносится следующие обозначения:

«+» - положительный выбор (желание вместе работать);

«-»- отрицательный выбор (нежелание вместе работать);

«О» - безразличный выбор.

После такого опроса мы получим несколько карточек.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных членов группы (по дихотомическому критерию): «+» означает предпочтение (положительный выбор), «-» - отвергается (отрицательный выбор), «О» - фиксирует отсутствие выбора.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru