Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Понятие, виды и роли конфликтов

Конфликты в организации нередко приводят к неоправданным изменениям ее структуры. Подобная перестройка снижает производительность труда и уровень его культуры. Производственные роли должны быть распределены и согласованы так, чтобы взаимосвязанные задания двух или нескольких сотрудников выполнялись наиболее эффективно.

Перераспределение обязанностей, которое требуется для урегулирования конфликта, естественно снизит трудовую активность работников. Производительность труда всегда будет ниже оптимальной, если внимание работников занято разногласиями с коллегами или руководством. Нельзя не учитывать, что в условиях конфликта по вертикали рабочие нередко прибегают к саботажу, порче оборудования и т.п. «Люди, которые делают ошибки или что-то забывают сделать, не обязательно осознают причины своих ошибок и могут быть вполне искренними в своих объяснениях. Однако науке о поведении человека давно известно, что так называемые ошибки могут быть отчасти объяснены неосознанной враждой. Конфликты в организации часто становятся причиной нарушений дисциплины. Это может быть вызвано не только низкой заинтересованностью в работе и стремлением покинуть неприятное рабочее место, но и плохим самочувствием, причиной которого является эмоциональный стресс вследствие постоянных конфликтных ситуаций» .

В то же время конфликты в организации не только имеют негативные последствия, но и играют положительную роль. Поэтому в конкретной ситуации функции администраторов при возникновении конфликтов сводятся не к их избеганию (предотвращению), а к разумному управлению конфликтной ситуацией с таким расчетом, чтобы конфликт из конструктивного не перешел в деструктивный, в коллизию .

Можно выделить 5 уровней конфликтов в организации:

Рисунок 1- Уровни конфликтов в организации

Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутри личностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

Внутри личностные обычно не входят в сферу влияния менеджеров, однако они должны учитывать, что настроение и работоспособность подчинённых нередко зависят именно от внутриличностных конфликтов.

Межличностный конфликт:

вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к друг с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Это самый распространённый тип конфликта.

Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуальными характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с их личными проблемами: зарплатой, распределением отпусков, премий. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определённостью трудовых функций и др.)

Внутри групповой конфликт: этот тип конфликтов традиционно рассматривается как отрицательное явление. Однако, если вдуматься, то такой конфликт есть отражение деятельности, взаимодействия. Позволяет извлекать полезные уроки из ошибок и промахов участников группы, стабилизировать их взаимоотношения, укреплять сотрудничество, ориентировать каждого на соблюдение общих норм поведения, поднимать планку социального оптимизма и деловой этики, что в конечном счёте обеспечивает слаженность и повышение результативности совместной работы.

Конфликты подобного рода с очевидной наглядностью демонстрируют склонность к индивидуальным устремлениям или коллективным действиям.

Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту. Порой бывает очень трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов.

Перейти на страницу:
1 2 3

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru