Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Современные концепции управления персоналом: экономическая, организационная, гуманистическая

О.4. Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:

концепция использования трудового ресурса (экономическая)

Концепция управления персоналом (организационно-административная)

концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная)

концепция управления человеком (гуманистическая).

Концепция использования трудового ресурса. Цель - максимальное использование трудового потенциала работников. Теоретическая основа - теория научного управления Ф.Тейлора. Парадигма управления - экономическая. Роль человека - фактор производства. Место человека - элемент процесса труда. Требования к «качеству» сотрудника - техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу. Типичный стиль управления - авторитарный. Основная задача управления: отбор способных работников, стимулирование, нормирование. Условия эффективности: четкие задачи для использования. Внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды. Особые затруднения: сложность адаптации к меняющимся условиям, использование ограниченных возможностей персонала. Сфера применения: предприятия с серийным массовым производством при низкоквалифицированном труде.

Таким образом, основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.

Концепция управления персоналом. Цель - использование трудового и личностного потенциала человека. Теоретическая основа - теория бюрократической организации А.Файоля. Парадигма управления - организационно-административная «человек - позиция в штатном расписании». Роль человека в системе управления - ресурс организации. Место человека в системе управления - элемент формальной организационной структуры. Требования к качеству сотрудника - профессионално-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности. Основная задача управления: отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения. Условия эффективности: выделение различных подсистем управления персоналом. Особые затруднения: превращение людей в ресурс, который нужно развивать в ущерб праву личности на выбор. Сфера применения: Предприятия с четкой организационной структурой обычных отраслей.

Таким образом, основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях «жизненного цикла» человека в его трудовой деятельности в организации.

Концепция управления человеческими ресурсами. Цель - максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды. Теоретическая основа - теория человеческих отношений Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации. Парадигма управления - организационно-социальная «человек - невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации». Роль человека в системе управления - ресурс организации. Место человека в системе управления - элемент социальной организации. Требования к качеству сотрудника - профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации. Основная задача управления: отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление, как специализации, так и универсализации. Условия эффективности: повышение внимания к «экологии внутри и межорганизационных взаимодействий. Особые затруднения: ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса. Сфера применения: средние и крупные предприятия высокотехнологических отраслей в условиях конкуренции.

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru