Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Какова сущность «административной школы управления», основанной А. Файолем?

Ответ: Проблема научного управления перешагнула с американского континента на европейский. Здесь в конце 19 - начале 20 века самой яркой фигурой был А. Файоль (1841-1925). Файоль считал, что эффективное управление может быть осуществлено при выделении шести основных операций, присущих как небольшим, так и крупным предприятиям. Они таковы:

технические операции (производство, выделка, обработка);

коммерческие операции (покупка, продажа, обмен);

финансовые операции (привлечение средств, распоряжение ими);

страховые операции (страхование и охрана имущества лиц);

учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и т.д.);

административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В системе управления А. Файоль выделил пять основных операций и дал такое определение управленческой деятельности: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Сам же он и определил основное содержание этих пяти управленческих операций:

предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.

При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям.

К заслугам Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считал решающую роль администратора и ставит вопрос об организованной профессиональной подготовке кадров. По его мнению, менеджер должен обладать набором таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство обращения с людьми. Сюда следует добавить личностные качества: энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга и др. Файоль написал специальные рекомендации, где каждая из перечисленных характеристик нашла свое практическое обоснование.

А. Файоль является основателем «административной школы управления».

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru