Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Анализ внутренней среды организации и методы проведения

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится непосредственно в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если отсутствует эффективный механизм ее функционирования.

Изучение внутренней среды так же, как и изучение макро- и непосредственного окружения, должно быть направлено на раскрытие тех

возможностей и угроз, которые скрываются внутри организации.

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их возможность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, лучшее обслуживание клиентов, современная технология).

Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, на сколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может, нет.

На практике используют несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

• внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов;

• внешний - определение на основе сравнения с конкурентами;

• нормативный - как должно быть (по мнению экспертов, консультантов) .

Для проведения управленческого анализа существует множество подходов.

В частности Дж.Пирсом и Р.Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее сильных и слабых сторонах.

Таблица 1.1 - Анализ сильных и слабых сторон организации

Сфера

Факторы

Вопросы для анализа

1

2

3

Кадры

1.Управленческий персонал; 2.Мораль и квалификация сотрудников; 3.Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов в среднем по отрасли; 4.Кадровая политика; 5.Использование стимулов для мотивирования выполнения работы; 6.Возможность контроли-ровать цикл найма рабочей силы; 7.Текучесть кадров и прогулы; 8.Особая квалификация сотрудников; 9. Опыт

1.Какой стиль управления использует высшее руководство; 2.Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства; 3.Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они сбираются оставаться в организации; 4.Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимся к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества; 5.Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам; 6.Каково, в общем, расположение работников и каковы мотивы их работы в организации; 7. Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля

Организация общего управления

1.Организационная структура; 2. Престиж и имидж фирмы; 3.Организация системы коммуникаций;

1.Четко ли распределены в организации права и обязанности; 2.Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек 3.Эффективно ли взаимодействие различных

4.Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование); 5. Организационный климат, культура; 6.Использование системати-зированных процедур и техники в процессе принятия решений; 7.Квалификация, способ-ности и интересы высшего руководства; 8.Система стратегического планирования; 9. Внутриорганизационная синергия (для многоотрасле-вых фирм)

подразделений в процессе достижения целей организации

Производство

1.Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками; 2.Система контроля запасов, оборот запасов; 3.Местонахождение произ-водственных помещений, расположение и исполь-зование мощностей; 4.Экономия от масштаба производства; 5.Техническая эффектив-ность мощностей и их загруженность; 6.Использование системы субконтрактирования; 7.Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;

1.Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели; 2.Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы; 3.Какова отдача от исследований и разработок; 4.Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов

8.Отдача от использования оборудования; 9.Контроль за процессом изготовления продукта; 10.Проектирование, составление графика работы; 11. Закупка; 12. Контроль качества; 13.Сравнительная, по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек; 14.Исследования и разработ-ки, инновации; 15. Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара

Финансы и учет

1.Возможность привлечения краткосрочного капитала; 2. Возможность привлечения долгосрочного капитала; 3.Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала конкурентов; 4.Отношение к налогам; 5.Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам; 6.Возможность исполь-зования альтернативных финансовых стратегий;

1.Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации; 2.Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями; 3.Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности; 4.Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации; 5.Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику

7.«Рабочий» капитал: гибкость структуры каптал; 8.Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек; 9. Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли.

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru