Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Обзор основных теорий конкурентоспособности и отраслевого лидерства

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей.

Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение, исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Предполагает наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. [5, C. 142]

Требования совершенной конкуренции:

1. Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства:

· государственная монополия;

· лицензирование определенных видов деятельности (выпуска и продажи продукции).

2. Ограничение или запрещение доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров.

3. Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом.

В России антимонопольный комитет, призванный обеспечивать соблюдение правил игры на свободном рынке, действует крайне слабо.

Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, применяются действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Используемые для конкурентной борьбы средства:

· демпинговые цены;

· создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

· ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);

· использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;

· распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров;

· замалчивание важной для потребителя информации.

Потери от несовершенной конкуренции:

неоправданный рост цен;

увеличение издержек производства и обращения;

замедление научно-технического прогресса;

снижение конкурентоспособности на мировых рынках;

падение эффективности экономики.

Рассмотрев основные понятия конкуренции и конкурентоспособности прейдем к маркетинговой стратегии.

Маркетинговая стратегия направлена на определение стратегических преимуществ компании на рынке, приоритетных сегментов и на основе этого формирование программы работы с потребителями.

Маркетинговая стратегия включает в себя:

· определение приоритетных сегментов потребителей

· позиционирование компании и продукта на рынке

· программу маркетинговых мероприятий по продвижению брэнда - медиастратегию.

Рассмотрим основные теории конкурентоспособности и отраслевого лидерства. [6, C.39]

Компании применяли традиционные или собственные приемы конкурирования и лидирования в отрасли и до появления «менеджерского капитализма», но во второй половине ХХ столетия выросла роль бизнес-консультантов и теоретиков менеджмента, дающих советы и пишущих книги о том, как стать лидером в отрасли или хотя бы остаться в числе первых.

Например, в 1970-е гг. в США пользовалась популярностью весьма доступная, наглядная и потому привлекательная для менеджеров схема распределения ресурсов - разработанная Бостонской консалтинговой группой матрица «рост рынка / доля рынка». Руководству компаний предлагалось предварительно, «на глаз», оценить типы своих производственно-сбытовых отделений, чтобы дальше действовать в правильном направлении. Типов было четыре: «звезды», «коровы», «вопросительные знаки» и «собаки». [7, C.64]

В 1980-е годы получила признание точка зрения профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, считавшего, что «все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ укладываются в три типовых варианта: минимизация производственных затрат, дифференциация (уникальность) продукта, концентрация на узком сегменте рынка. Ни одна из этих стратегий, - утверждал Портер, - не гарантирует полного успеха, но поскольку все участники рынка заинтересованы в ослаблении конкуренции, менеджерам следует выбрать какую-то одну стратегию и только ее и придерживаться». Критерием выбора должна стать выраженная «стратегическая сила», которая кроется в производственной сфере, на участке сбыта, обслуживания.

Перейти на страницу:
1 2 3

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru