Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Основные этапы стратегического планирования

стратегический планирование рынок товар

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления <http://www.stplan.ru/articles/theory/stran.htm>, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Существует две схемы стратегического планирования:

. Цели-Стратегии-Ресурсы - это «жесткая» схема стратегического планирования, при такой схеме, цели формируются до решения вопроса о средствах их достижения. Стратегия формируется до начала процесса изучения ресурсных возможностей организации. Условием реализации такой схемы является: жесткий контроль, постоянство целей и задач

. Ресурсы-Стратегии-Цели - это «гибкая»схема стратегического планирования. Согласно данной схемы, формирование стратегии осуществляется на основе изучения ресурсных возможностей внутренней и внешней среды. Процесс стратегического менеджмента с точки зрения гибкого подхода подразделяется на несколько этапов:

Первый этап- Анализ окружающей среды

Второй этап- Определение миссии

Третий этап- Формирование системы целей (целеполагание)

Четвертый этап- Формирование базовой стратегии и стратегических альтернатив

Пятый этап- Выбор функциональной стратегии

Шестой этап-Реализация основных и обеспечивающих функций стратегического менеджмента

Седьмой этап-Принятие и реализация стратегических и тактических решений

Восьмой этап-Разработка и реализация системы корректирующих воздействий

Девятый этап-Переход на новый цикл роста.

При анализе окружающей среды, необходимо провести сценарный анализ, который предполагает три сценария:

1. Оптимистический

2. Пессимистический

. Наиболее вероятный

При анализе макроокружения используется PEST- анализ, который рассматривает внешние факторы окружающей среды такие как: политические (законодательство РФ, политический курс и т.г.д.), экономические (валютный курс, рост или упадок экономики и т.г.д.), социальные (население страны, демография и т.г.д.), технологические факторы (научный прогресс, стоимость технологий и т.г.д.)

При анализе микроокружения рассматривается два основных анализа:

отраслевой

конкурентный

Отраслевой анализ проводится по двум основным направлениям:

анализ конкурентных преимуществ отраслей по отношению к другим отраслям

анализ интенсивности конкуренции внутри отрасли

Когда мы анализируем конкурентные преимущества отрасли, в первую очередь рассматриваем тенденции и перспективы развития отрасли, затем стадии жизненного цикла, реальный и потенциальный размер отрасли. Анализируем структуру и интенсивность конкуренции, структуру отраслевых издержек, барьеры входа и выхода из отрасли, инфраструктуру и факторы успеха.

При определении конкурентных преимуществ по отношению к другим отраслям необходимо установить идентичные параметры оцениваемых отраслей, а именно:

профиль удовлетворяемых потребностей

профиль потребителей

стадия жизненного цикла

уровень конкурентных преимуществ

И при сравнении конкурентоспособности отраслей используют отраслевые кластеры, обладающие схожими или идентичными параметрами.

При оценки интенсивности конкурентности внутри отрасли можно использовать модель конкуренции по М. Портеру

Рис.1.1. Модель пяти сил М.Портера

Если присмотреться к этом модели, то увидим, как работают или воздействуют механизмы на рынок:

· Возникает угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов и ее вероятность определяется высотой барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами считается эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распространения, эффект роста производительности, диверсификация.

· Власть покупателей и власть продавцов.

· Угроза со стороны заменителей товара или услуги. Заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли производства, определяя потолок на те цены, которые фирмы данной отрасли могли бы выгодно для себя установить.

При анализе микроокружения, необходимо так же оценить стратегии организаций работающих в отрасли, они подразделяются на группы: Первая группа- рыночный лидер, вторая группа- рыночный притедент, третья группа - рыночный последователь, четвертая группа- организация работающая в рыночной нише. Каждая группа реализуют свою базовую стратегию. Основной стратегией рыночного лидера является оборонительная стратегия с последующей реализацией наступательной стратегией.

Стадии стратегии:

.Создание барьера вокруг позиции.

.Выявление и устранение «узких мест» в деятельности организации.

.Разработка предупреждающих действий делающих атаку конкурентов невозможной или ослабляющей.

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru