Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Определение стратегии

Сегодня проблемными зонами современного управления образовательным учреждением остаются:

неспособность адаптировать структуры управления к изменившимся условиям;

преобладание задач оперативного управления над стратегическими задачам;

ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода;

отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде;

нечеткость управленческих процедур;

«западание» ряда управленческих функций, таких как контроль, долгосрочное планирование, мотивация;

сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей.

Вместе с тем существуют условия, создающие предпосылки для стратегического планирования в образовании:

накоплен опыт стратегического планирования в бизнес-организациях;

созданы прецеденты применения технологий стратегического планирования в управлении вузами.

Рациональное использование накопленного опыта разработки и реализации стратегий обеспечит образовательному учреждению ряд долгосрочных перспектив:

четкое позиционирование в образовательном пространстве;

консолидацию и координацию усилий разных субъектов, деятельность которых складывает работу образовательного учреждения;

видение перспективы и т.д.

Вместе с тем, необходимо видеть ряд трудностей, которые стоят сегодня перед управленческими командами, занимающимися технологиями стратегического планирования:

несформированность понятийного аппарата, характерная для многих руководителей образовательных учреждений, приводит к тому, что зачастую любой долгосрочный план называют стратегическим;

отсутствие позитивного опыта в области стратегического планирования развития ОУ;

незнание управленческих технологий стратегического планирования, особенно в области методов привлечения педагогического сообщества, анализа внешней и внутренней среды, и др.

непоследовательность подходов в стратегическом планировании (например, стратегия провозглашается, но не обеспечивается необходимой структурной перестройкой или реализация стратегии не обеспечивается системой мониторинга и поддержки);

отсутствие стратегической позиции у ряда руководителей - участников процесса стратегического планирования в силу загруженности текущей оперативной работой.

Модель стратегического управления в образовательном учреждении представлена компонентами: формирование системоценностных целей; стратегический анализ; стратегический выбор; реализация стратегии; оценка результатов (или стратегический контроллинг). Важная особенность стратегического управления заключается не только в наличии логической последовательности этапов, но и в существовании устойчивой обратной связи и соответственно обратного влияния каждого процесса на другие и на всю их совокупность.

. Формирование системоценностных целей. Цель в стратегическом управлении образовательным учреждением является системоценностным элементом, т.к. она является системообразующим элементом по отношению к системе стратегического управления и ценностным элементом организации, проявляющей к ней интерес.

Формирование системоценностных целей образовательного учреждения включает в себя выработку следующих целей:

удовлетворение потребностей заказчиков образовательных услуг;

развитие образовательного учреждения.

Как деятельность любой коммерческой организации, так и деятельность образовательного учреждения направлена на выполнение своего предназначения. Уникальность образовательных учреждений в сравнении с предприятиями и организациями материальной сферы производства заключается в наличии и служении общей социальной цели - формированию и развитию личности обучаемого. Деятельность современных школ, детских садов и других учреждений сферы образования подчинена выполнению своего предназначения: удовлетворению потребностей личности, общества, государства в формировании полноценного и полноправного человека и гражданина.

В качестве заказчиков могут выступать обучающиеся и их законные представители, общество, государство, организации и предприятия, педагоги и руководство самого образовательного учреждения.

П. Друкер считает, что «основа всех стратегий - исследования, исследования и еще раз исследования. Они требуют систематического изучения клиентов организации, их ценностей и потребительского поведения. Нужно ориентироваться не на свою продукцию, а на конечную цель - удовлетворенного потребителя».

Таким образом, результатом формирования системоценностных целей будет являться установленная образовательным учреждением цель как ориентир стратегических действий.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru