Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Диагностика состояния конкуренции на рынке потребительских товаров

Такой анализ позволяет не только определить позицию хозяйствующего субъекта на выбранном отраслевом рынке целевых потребителей, но и разработать стратегические цели по укреплению, либо изменению позиции, исходя из ожидаемых изменений элементов внешней микросреды как факторов конкурентной.

Однако кроме внешней среды микроуровня на производственно-хозяйственные и финансово-экономические результаты деятельности оказывают влияние и элементы внешней макросреды. Методика анализа степени влияния факторов макросреды получила название PEST или, иначе, STEP-анализа. Так, обозначение STEP соответствует первым буквам названия макросред: S (С) - социальная среда; Т (Т) - техническая (научно-техническая) среда; Е (Э) - экономическая среда; Р (П) -политическая среда.

Сопоставляя эти среды с принятыми в маркетинге элементами внешней макросреды можно идентифицировать социальную среду с демографической и культурной. Более подробно я рассмотрю это в теоретической части.

Диагностика конкурентной среды, по мнению Багиева ГЛ., является «важнейшим звеном всего процесса маркетинговых исследований» и включает следующие этапы:

Ø выявление потенциальных конкурентов на данном рынке;

Ø сбор информации;

Ø обработка стоимостных и финансовых показателей;

Ø определение типа выбранного рынка;

Ø расчет основных рыночных показателей;

Ø определение рыночных долей фирм;

Ø расчет интенсивности конкуренции;

Ø расчет степени монополизации рынка;

Ø анализ динамики рыночных долей;

Ø построение конкурентной карты рынка;

Ø выявление стратегических положений фирм;

Ø прогнозирование стратегии конкуренции.

Важную роль здесь играет анализ состояния рыночной структуры и рыночной власти фирмы, которые характеризуются несколькими показателями и используются в конечном итоге при анализе конкурентного положения фирмы и выработке дальнейшей стратегии развития:

· Индекс Бейна (степень использования денежной единицы инвестиций);

· Индекс Лернера (уровень монополизации рынка);

· Индекс Тобина (диагностика положения фирмы на рынке);

· Индекс концентрации (диагностика структуры рынка, рыночных долей);

· Индекс относительной концентрации (диагностика структуры рынка);

· Индекс Херфиндаля-Хирпшана (определение концентрации на рынке);

· Коэффициент энтропии (уровень монополизации рынка);

· Коэффициент вариации рыночных долей (распределение рыночных долей);

· Коэффициент Джини (неравенство распределения доходов);

> Ранговый индекс концентрации (индекс Холла-Тайдмана,

индекс Розенблюта): уровень концентрации на рынке.

Наиболее популярным среди экономистов является индекс Херфиндаля-Хиршмана, так как он прост для вычисления и толкования. Рассмотрим, кроме того, еще несколько достойных внимания в рамках данной темы индексов: индекс Тобина, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации.

Индекс концентрации находится по формуле:

где CRk - индекс концентрации;

qi - доля продаж данной фирмы в объеме выпуска отрасли.

Фактически является суммой рыночных долей к крупнейших продавцов рынка. Как правило, его значение находят для трёх или четырёх крупнейших фирм рынка. Такие индексы получили название соответственно трёх- и четырёх дольных. Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для трёх фирм ниже 45%, умеренно концентрированным при 45-70% и высококонцентрированным при значении более 70%.

Коэффициент относительной концентрации рассчитывается по формуле:

где К - коэффициент относительной концентрации;

b - доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий;

а - доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции.

Измеряется в абсолютных значениях. При К>1 концентрация отсутствует и рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана находится по следующей формуле:

где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана;

qi - доля продаж данной фирмы в объеме сбыта отрасли.

Если доли фирм на рынке одинаковы, HHI принимает значение равное 1/п (п - число фирм). Если на рынке действует одна фирма, то индекс будет равен единице. То есть, индекс принимает значения в пределах 1/п < НШ < 1. Чем меньше индекс, тем меньше концентрация на рынке. Для упрощения расчетов индекса в него включают 50 крупнейших предприятий отрасли. Высокой считается концентрация, когда индекс превышает величину 0,18.

Индекс Тобина рассчитывается по следующей формуле:

где, q - индекс Тобина;

Р - рыночная стоимость фирмы;

К - восстановительная стоимость активов фирмы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru