Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Теоретические основы стратегического управления. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия

Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:

o стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и внедрение);

o стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;

o стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации (государство, сбыт продукции, конкуренция), а не к внутренней (культура организации, ожидания персонала, структура).[5]

Стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф, автор данного определения, предложил рассматривать четыре группы таких правил:

· правила, используемые при оценке результатов деятельности фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев называют ориентиром, а количественную -заданием;

· правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Такой набор правил называется стратегией бизнеса;

· правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);

· правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность (основные оперативные приемы).[1]

Стратегия - это многогранное понятие. Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел определяют его по пяти направлениям как пять «П»:

. стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

. стратегия - это принципы поведения или модель поведения;

. стратегия - это позиция;

. стратегия - это перспектива;

. стратегия - это прием, маневр с целью перехитрить соперника. [4]

Прокопчук Л.О. рассматривает стратегию как набор правил (принципов) для принятия управленческих решений, и как комплексный план для достижения долгосрочных целей. В понятии стратегии включается несколько направлений разработки стратегии.

1. Стратегию - это направление перехода компании из существующего состояния в желаемое будущее.

. Стратегия - это направление развития организации на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ее деятельности.

. Стратегия - это спланированная реакция организаций на изменение внешней и внутренней среды.

. Стратегия - это средство достижения конечного результата.

. Стратегия - это модель стратегического поведения компании.[5]

Таким образом, существуют два противоположных взгляда на понимание стратегии.

При первом понимании стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

При втором понимании стратегии, стратегия рассматривается как долго срочное качественно определенное направление развития орга низации, касающееся сферы деятельности организации, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как долгосрочную задачу, касающуюся поведения в среде, решение которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.[6]

По мнению автора, следует согласиться со вторым определением, так как оно включает в себя все вышеперечисленные аспекты стратегического управления. А первое определение предполагает, что все процессы и явления, происходящие во внешней среде, легко управляемы и бесспорно подчиняются контролю. Но в современных экономических условиях это не так.

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:

· уровень принятия решений;

· базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

· стадия жизненного цикла отрасли;

· относительная сила отраслевой позиции организации;

· степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.[1]

Например, классификация стратегий предприятия согласно уровню принятия решений имеет следующий вид:

· корпоративная;

· деловая;

· функциональная.

· Корпоративная (портфельная) стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Здесь принимаются вопросы о слиянии, приобретении или выходе из того или иного бизнеса.[3]

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru