Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Формирование стратегии

Неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.

Формирование стратегии на предприятии зависит от конкретной ситуации, в которой данное предприятие находится. Формирование стратегии конкретного предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.

Основными факторами при формировании стратегии предприятия, являются:

- фактор времени;

- организационная структура;

- корпоративная культура и квалификация разработчиков;

- процесс формирования и реализации управленческих решений;

- специфика предприятия;

- наличие информационных систем мониторинга внешней среды.

Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс (70-е годы), М. Портер (80-е годы), Г. Хэмел и К. Прахалад (90-е годы) разработали в XX в. главные подходы к формированию стратегий.

Разработчики

Основное содержание разработок

Наименование стратегий

К. Эндрюс

SWOT-анализ

Экономическая стратегия

М. Портер

Пять сил конкуренции, типовые стратегии

Стратегия бизнеса

Г. Хэмел, К. Прахалад

Стержневые компетенции

Стратегия лидерства

Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Ставший азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:

- определить возможности и угрозы;

- построить матрицу SWOT-анализа;

- выбрать товары и рынки, на которых они будут продаваться;

- построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.

Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, и сами конкурентные стратегии разработал Портер.

Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и области, стратегические изменения в которых в соответствии с прогнозом могут дать максимальные результаты для развития бизнеса. По Портеру необходимо:

- определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечивает наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;

- составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;

- разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на занятие наиболее выгодной для организации позиции на рынке.

Концепция стержневых компетенций принадлежит Хэмелу и Прахаладу. Стержневые компетенции, как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

- определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

- оценка коллективного умения и навыков работников организации;

- фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;

- обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

- разработка стратегии лидерства.

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru