Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Формирования и развитие «центров ответственности» как элемент стратегического развития

Оптимизация системы материального стимулирования является «обратной стороной медали» бюджетирования по центрам ответственности. В зависимости от типа центра ответственности определенные компоненты бюджета являются централизованно фиксируемыми, а другие даются «на откуп» менеджерам на местах. Те компоненты затрат, которые находятся в сфере полномочий центрального офиса либо местного подразделения, называются им "контролируемыми" (controllable costs). Соответственно:

с одной стороны, "контролируемые" центром затраты отслеживаются им через систему мониторинга исполнения бюджетов;

с другой стороны, важно, чтобы система стимулирования (показатели стимулирования) менеджеров на местах была такой, чтобы они были заинтересованы в динамике "контролируемых ими затрат", которая отвечала бы интересам улучшения финансовых результатов компании в целом. В случае, когда показатели стимулирования являются неадекватными типу центра ответственности, происходит эффект так называемого "moral hazard", когда менеджеры на местах объективно заинтересованы в таком функционировании своих подразделений, которое негативно сказывается на финансовых результатах компании в целом.

Понятия "показатели премирования" и "коэффициенты премирования" не тождественны. Под показателями премирования понимаются величины тех или иных параметров хозяйственной деятельности предприятия, которые являются основой (базой) исчисления премиального фонда подразделений и их руководителей. Под коэффициентами же премирования подразумеваются коэффициенты, применяемые к показателям премирования при исчислении премиального фонда [16]. Выбор показателей и условий премирования зависит от того, какой статус центра ответственности имеет подразделение.

Центры управленческих затрат на предприятии, характеризуются тем, что "выходные" результаты их деятельности в силу специфики исполняемых функций, очень трудно специфицировать количественно. К статусу центров управленческих затрат обычно относятся службы аппарата управления вместе с общехозяйственными службами. Показателями премирования для центров управленческих затрат обычно являются:

· благоприятные отклонения (снижение по сравнению с планом) сметы операционных расходов;

· выполнение целевого (качественного) бюджетного плана;

· репрезентативные показатели, характеризующие общий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и качество работы.

Условиями премирования центров управленческих затрат могут служить, например, не превышение сметы операционных расходов или выполнение целевого (качественного) бюджетного плана.

Центрами нормативных затрат, как правило, являются производственные подразделения (цеха), невыделенные в хозрасчетные бизнес-единицы (то есть не переведенные в статус центров прибыли). Для них:

Условием премирования является точное исполнение бюджетного задания по объемам и структуре выпуска.

Показателем премирования является сумма произведений фактических отклонений удельной себестоимости выпуска по виду продукции на плановый выпуск данного вида продукции по всем видам продукции в том случае, если подразделение полностью контролирует производственный цикл одного или нескольких видов продукции (структура управления).

Специфическим центром нормативных затрат является служба снабжения. Для нее условием премирования является точное выполнение плана по закупкам (по физическому объему и структуре заготовления).

Центром доходов для промышленного предприятия, как правило, может являться служба сбыта. Для нее условиями премирования являются:

а) не превышение лимита контролируемых (прямых коммерческих и операционных) расходов;

б) выполнение плана по продажам (в разрезе отдельных видов продукции).

Центрами прибыли на промышленном предприятии, как правило, являются выделенные в обособленные бизронес-единицы (контролирующие одновременно выпуск и сбыт) производственные подразделения. Для них условием премирования является достижение запланированного в бюджете объема валовой прибыли.

Центрами инвестиций, как уже указывалось, являются крупные дочерние предприятия промышленных холдингов, которые в отличие от центров прибыли как юридические лица имеют полномочия по:

· самостоятельному привлечению средств (кредитных и других заемных ресурсов);

· самостоятельной (ограниченной предельными лимитами) инвестиционной политике.

Основным условием премирования для центров инвестиций так же, как и для центров прибыли, выступает достижение запланированного объема валовой прибыли.

Перейти на страницу:
1 2 3

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru