Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Этапы разработки стратегии развития бизнеса

Стратегия необходима организации для того, чтобы предоставить путь «из сегодняшнего дня» до момента достижения цели и выполнения миссии.

Разработка стратегии так или иначе связана с многочисленными «как?», относящимися к достижению целей, обеспечению преимуществ, усилению долгосрочных позиций. Стратегия необходима не только организации в целом, но и ее подразделения, ведущим отдельные функции управления.

Рассмотрим традиционную последовательность этапов разработки и реализации стратегии

Рисунок 2- Традиционная последовательность этапов разработки и реализации стратегии

Прежде всего, при стратегическом планировании проводится изучение среды организации. Первый этап заключается в определении руководством предназначения или миссии организации.

Миссия организации (предназначение, стратегические установки) - основная цель или задача организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение.

Установление миссии предполагает определение сферы деятельности организации (определение потребности покупателей, групп покупателей, технологического и функционального исполнения), тех товаров (услуг), которые она будет предоставлять клиентам.

Определение целей организации - перевод стратегических установок развития организации в конкретные задачи, используя измеримые показатели, персональную ответственность за их достижение в установленное время.

Второй этап предполагает переход от общей формулировки миссии к постановке стратегических целей и задач, необходимых для их достижения. Заданная цель для ее достижения требует выполнения определенных действий.

Стратегические цели организации - цели, позволяющие реализовать миссию организации, которые направлены на укрепление ее конкурентных позиций на рынке.

В ряде случаев термин «стратегическая задача» не вводится, однако, на наш взгляд, это вполне допустимо, так как каждая цель требует для своего достижения решения определенных задач. Тогда стратегические задачи - задачи, позволяющие достигать стратегические цели.

Стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Миссия организации, цели и выбранная стратегия в совокупности определяют направление движения организации составляют стратегический план.

Стратегический план - документ, определяющий направление развития организации, цели, задачи и меры по выполнению стратегии.

Соответствующий ему документ может оформляться и распространяться в организации, а может существовать в виде согласованных мнений и обязательств менеджеров. Стратегические планы в ходе своего выполнения подвергаются корректировке.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [10,с. 148].

Выбор стратегии организации осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние организации, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

Сильные стороны отрасли и сильные стороны организации зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста организации . Ведущие, сильные организации должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для организации отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Слабые организации должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль.

Перейти на страницу:
1 2

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru