Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательн.

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения.

Формирование государственной политики и ее реализация

О.8. Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

ГП - это целенаправленная деятельность органов ГВ по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели ГП связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и организаций, что включает:

защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности

обеспечение социальной активности

создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация ГП обычно имеют 4 этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий.

этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики)

этап - разработка и легитимация ГП (формирование политики)

этап - осуществление и мониторинг ГП (осуществление политики)

этап - оценка и регулирование ГП (оценка политики)

Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе - разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе - осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе - оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства).

Существуют различные модели разработки государственной политики.

В зависимости от того, кто играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.

Модель «сверху - вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

Модель «снизу-вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур ГУ, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная ГП.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения и разработки политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Принципы ГП: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность.

Можно выделить следующие виды ГП: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т.д.

Виды политики по отношениям среды участников и уровню конфликтности: распределительная, перераспределительная, регулирующая, административно-правовая, стратегическая, антикризисная.

Основные теоретические подходы к изучению ГП: институционализм, концепция политического процесса, теория групп, теория элиты, теория рационализма, теория игр, теория общественного выбора, теория скрытых систем.

Наиболее важные характеристики ГП:

реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве

иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами

быть эффективной и результативной

пользоваться доверием населения.

Уровни ГП:

макроуровень в глобальных масштабах страны

метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям

микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

Стратегический менеджмент  - Все права защищены - www.managementkind.ru